Опубликовано:
Журнал «Флагман безопасности»,
Журнал «Промышленность и безопасность»,
Журнал «Все краны»,
В.А. Коровин, доктор технических наук, генеральный директор НПП «Резонанс» |
В компанию Резонанс, как к изготовителю приборов безопасности грузоподъёмных машин, поступают запросы о необходимости обучения, повторной проверки знаний и аттестации наладчиков и специалистов по эксплуатационному сопровождению этих приборов, а также о правомочности их проведения отдельными организациями.
Как известно, нормативное регулирование этих вопросов относится к сфере трудового законодательства.
Его целями, согласно статье 1«Трудового кодекса Российской Федерации» (далее в статье — ТК РФ), «являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей». А основными задачами — «создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», включая трудоустройство, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников у работодателя.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности, относится к одному из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.
Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (статья 21 ТК РФ), а обеспечение этой безопасности относится к основным обязанностям работодателя (статья 22 ТК РФ).
Соответственно, решение вопросов обучения, повторной проверки знаний рабочих направлено, в первую очередь, на обеспечение безопасных условий труда самих работников и законных интересов тех лиц, с которыми они взаимодействуют.
Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора (статья 68 ТК РФ). При заполнении трудовой книжки в разделе «Сведения о работе» производятся записи о наименовании должности, специальности и профессии с указанием квалификации.В случае, если с выполнением работ по определенным специальностям или профессиям связано предоставление льгот, либо наличие ограничений, то эти записи должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным квалификационными справочниками (пункт 3.1 «Инструкции по заполнению трудовых книжек», утв. постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69).
Этими справочниками являются «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» (ЕТКС), выпуск 3, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.04.2007 № 243 и «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (ПБ 10-382—00), утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 1998 и «Типовая инструкция для наладчиков приборов безопасности грузоподъёмных кранов» (РД 10-208—98 [РДИ 10-474(208)—02]), утв. постановлением Госгортехнадзора России от 28.05.1998 № 33 (даты внесения изменений в документы в настоящей статье не приводятся), содержат понятие «Наладчик приборов безопасности грузоподъёмных кранов». Однако эти документы не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликованы. Они не являются нормативными правовыми актами и не могут содержать правовых норм, обязательных для исполнения.
В частности, как указано в Определении Высшего Арбитражного суда РФ от 18.12.2008 по делу № 12581/08, Правила ПБ 10-382—00, как технический акт, «не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений»
Работа наладчика требует специальных знаний и специальной подготовки. Соответственно, поступающий на работу при заключении трудового договора, кроме прочих документов, должен предъявить работодателю документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (статья 65 ТК РФ). Работник вправе предъявить любой документ о наличии у него образования, квалификации или специальных знаний как по профессии «Наладчик строительных машин», так и по любой смежной профессии — «Наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления (наладчик КИП и автоматики)», «Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» и т. п. По каждой профессии в ЕТКС приведены определенные квалификационные требования и объёмы знаний, которыми должен овладеть обучающийся для получения диплома об образовании по этой профессии. Если эти требования и объёмы знаний соответствуют тем видами работ, которые должен выполнять работник, то руководитель организации-работодателя вправе принять его на работу по профессии «Наладчик строительных машин» независимо от того, по какой профессии у него имеется диплом о полученном образовании. Соответственно, при наличии у работника диплома об образовании по любой смежной профессии, дополнительное обучение по профессии «Наладчик строительных машин» не требуется.Должность, на которую принят работник в организации, может не совпадать с его профессией.
Напомним, что профессия (от латинского professio — официально указанное занятие, profiteer — объявляю своим делом) — это род трудовой деятельности (занятий) человека, предмет его постоянных занятий, являющийся обычно источником существования, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, приобретённых в результате специальной подготовки (обучения), опыта и стажа работы, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач, функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.
А должность — это служебное положение (служебное место) работника на предприятии, определяющее круг его полномочий и ответственности, которую может исполнять человек, владея любой профессией или специальностью. Так, директором школы может быть учитель любой специальности: физик, математик и т. д. «Наладчик приборов безопасности грузоподъёмных машин» — это не профессия, а одна из специальностей в рамках профессии «Наладчик строительных машин». Трудовое законодательство не обязывает работодателя во всех случаях следовать тарифно-квалификационным справочникам в наименованиях должностей, поскольку при нынешнем разнообразии должностей справочники не могут учесть все существующие наименования. В трудовом договоре и в трудовой книжке работника, осуществляющего эксплуатационное сопровождение приборов безопасности грузоподъёмных машин, в соответствии со штатным расписанием организации-работодателя, может быть указана должность как «Наладчик строительных машин», соответствующая профессии, имеющейся в ЕТКС, так и любая другая. В том числе на должность «Наладчик приборов безопасности», либо самостоятельно установленную работодателем. Однако если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям, в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами, связано предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то их наименования и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕТКС), утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 57 ТК РФ).В противном случае работник не может иметь каких-либо компенсаций и льгот.
В действующих актах законодательства не установлены нормы, обязательные для исполнения, устанавливающие более жесткие, чем это указано в ТК РФ, требования к порядку обучения и допуска к работе «Наладчиков строительных машин» и, тем более, «Наладчиков приборов безопасности грузоподъёмных машин».Различные рекомендации государственных органов, в том числе Ростехнадзора (различные руководящие документы (РД) и Правила (ПБ), информационные письма и т.д.), содержащие ссылки на необходимость отдельной подготовки и аттестации наладчиков приборов безопасности, не порождает таких обязанностей в силу правового статуса этих рекомендаций (не обязательных к исполнению).
В соответствии с положениями абзаца 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №Квалификация наладчика может быть повышена любым способом, удобным для него и для работодателя. В том числе путем стажировки. Подготовительным этапом является оформление положения о стажировке. Затем следует приём работника и сама стажировка на рабочем месте. В частности, с участием специалистов предприятия-изготовителя новой техники. По окончанию стажировки издается приказ о допуске к самостоятельной работе.
Контроль и надзор в сфере труда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Соответственно, контроль соблюдения установленного порядка допуска к работе наладчиков строительных машин (приборов безопасности) находится в компетенции Роструда, но не Ростехнадзора. В настоящее отдельными лицами процедура допуска наладчиков к работе неправомерно приравнивается к процедуре допуска к работе рабочих основных профессий — «Машиниста крана (крановщик)» (код профессии 13790), «Машиниста крана автомобильного» (код 13788), «Машиниста трубоукладчика» (код 14277), «Стропальщика» (код 18897), «Такелажника» (код 19081) и т.д. В действительности, процедура допуска рабочих основных профессий к самостоятельной работе, кроме инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте, проверки знаний и медицинского осмотра, дополнительно предусматривает обязательное теоретическое и производственное обучение по программам, согласованным с Ростехнадзором.Правовой основой деятельности Ростехнадзора по этим вопросам является приказ этой Федеральной службы от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и утвержденное этим приказом «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20—2007). Этот документ является обязательным для исполнения — он зарегистрирован Министерством юстиции РФ, официально опубликован в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 16.04.2007 № 16.
Ответственным за организацию обучения и проверки знаний является руководитель той организации, с которой работник находится в трудовых отношениях (работодатель), а в подразделении организации — руководитель подразделения (РД 03-20—2007, пункт 6).
При этом работникам с высшим и средним специальным образованием, работающим по рабочим специальностям, за теоретический курс обучения засчитывается подтвержденный дипломом теоретический курс по соответствующей специальности в рамках программы подготовки вновь принятых рабочих, а за практический курс — стажировка на рабочем месте (РД 03-20—2007, пункт 11). Из этого следует, что для рабочих любых профессий, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по смежной профессии, дополнительное обучение в образовательном учреждении (учебном центре) не обязательно.
Отдельными учебными центрами иногда незаконно и безответственно за определенную плату выдаются «комбинированные» удостоверения, подтверждающие не только прохождение курса обучения, но и допуск к работе. Причем без медицинского осмотра и инструктажа по охране труда, без проверки наличия необходимой группы по электробезопасности согласно «Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок» (ПОТ РМ-016—2001, РД 153-34.0-03.150—00), необходимой при работе на кранах с электрическим приводом, без проверки допуска к работе на высоте согласно «Межотраслевым правилам по охране труда при работе на высоте» (ПОТ РМ-012-2000), необходимого, например, при работе наладчика на башенных кранах и т.д. На незаконность таких действий, в частности, указала Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Ранее некое подобие легитимности проведения аттестации работников поднадзорных предприятий сторонними частными организациями давало «Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ЕС ОС Ростехнадзора, РД 03-21–2007), утвержденное приказом Ростехнадзора от 02.04.2007 №196.
Наблюдательным советом ЕС ОС Ростехнадзора Органом по аккредитации было «назначено» ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», не уполномоченное Правительством Российской Федерации.
ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», на основании пункта 21 РД 03-21–2007, на коммерческой основе выдавало Свидетельства об аккредитации отдельным частным организациям — «аттестационно-методическим центрам», проводящим аттестацию и проверку знаний по промышленной, экологической безопасности и электробезопасности у персонала организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Как правило, аккредитованная организация, ежеквартально, должна была оплачивать Органу аккредитации (ОАО НТЦ «Промышленная безопасность») как минимум 10% от суммы выполненных ею работ.
По требованию Федеральной антимонопольной службы России, указавшей Ростехнадзору на недопустимость предоставления таких полномочий коммерческой организации ОАО НТЦ «Промышленная безопасность», издан приказ Ростехнадзора от 10.03.2009 №142 о признании Положения о ЕС ОС Ростехнадзора (РД 03-21-2007) утратившим силу. Тем самым отменены все полномочия, которые Ростехнадзор предоставлял ЕС ОС Ростехнадзора в лице ОАО НТЦ «Промышленная безопасность». ЕС ОС Ростехнадзора фактически превратилась в орган по добровольной сертификации, документы которого не влекут каких-либо правовых последствий.
В качестве примера, подтверждающего незаконность оформления допуска наладчиков к самостоятельной работе образовательными учреждениями, можно привести позицию Министерства образования Правительства Московской области, выдавшего лицензию на образовательную деятельность «головному» учебному центру по приборам безопасности — НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» (НОУ ИЦ СМА).
Позиция этого Министерства изложена, в частности, в его письме от 30.09.2009 № 7460-09л/04. Не приводя всего текста этого письма (достаточно объемного), отметим, что в нем прямо указано, что «НОУ ИЦ СМА не имеет права заниматься предаттестационной подготовкой и аттестацией специалистов».Допуск наладчика строительных машин к самостоятельной работе (после проверки уровня квалификации (аттестации), инструктажа по технике безопасности, стажировки на рабочем месте и медицинского осмотра), как мы указывали, осуществляется приказом той организации, в которой он работает.
В целом, сложившийся в нашей стране порядок выполнения мероприятий по обучению и оформлению допуска к работе приборов безопасности грузоподъёмных машин умышленно превращён, по нашему мнению, в «мутную воду», в которой, как известно, отдельным лицам легче «ловить рыбку», соблюдая свои вполне понятные интересы. Для деятельности наладчиков приборов безопасности установлена целая серия искусственных административных барьеров, преодолеть которые можно лишь заплатив известным лицам. Например, как указывалось выше, пункт 1.3 РД 10-208—98 незаконно обязывает наладчиков ежегодно проходить повторную проверку знаний в учебных центрах (пунктах) и, соответственно, ежегодно платить по несколько тысяч рублей. Организован сверхприбыльный бизнес — взимание тысяч рублей за каждую отметку в удостоверениях, причем зачастую во время проведения различных семинаров и конференций, проводимых на базах отдыха, в санаториях и т.п. Для их организаторов приятное совмещается незаконным бизнесом.Ранее в этом бизнесе традиционно принимали участие должностные лица Ростехнадзора. От его имени подписывались, а то и рассылались приглашения на эти мероприятия. Должностные лица Ростехнадзора входили в состав оргкомитетов подобных платных семинаров, конференций, форумов и т.п.
В последнее время, в связи с очевидной недопустимостью сращивания бизнеса и власти, Ростехнадзор все больше дистанцируется от этих коммерческо-рекламных мероприятий. Например, Московское МТУ Ростехнадзора, как следует из его письма от 10.06.2009 № 04178-А/1/3.5-07, не участвовало в семинаре, проводимом ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» в мае 2009 года в г.Ивантеевка и в дальнейшем не планирует принимать участие в мероприятиях, проводимых этой коммерческой организацией и её дочерней фирмой — НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация».Если вдуматься в сложившееся положение с обучением и повторной проверкой знаний наладчиков, то становится очевидной его абсурдность.
Предположим, что Вы, например, решили стать водителем автотранспортного средства, прошли обучение в автошколе, сдали выпускной экзамен в автошколе и получили удостоверение об её окончании, т.е. получили документ, аналогичный по своему статусу удостоверению о прохождении обучения в учебном центре по приборам безопасности. Далее Вы идете в ГИБДД, проходите там проверку знаний и практических навыков (по терминологии Ростехнадзора — аттестацию). Затем в ГИБДД получаете допуск к управлению транспортным средством в виде водительского удостоверения и далее совершенствуете свое водительское мастерство на практике, забывая про автошколу, как пройденный этап. При работе водителем Ваш работодатель, на основании водительского удостоверения, оформляет допуск к работе после прохождения медосмотра, инструктажа и т.п.
Если Вы имеете большой практический опыт вождения, то попытки предъявить к Вам требование о ежегодном повторном прохождении проверки знаний в автошколе, причем с оплатой по несколько тысяч рублей, Вы вправе принять за оскорбление и, вероятно, можете усомниться в адекватности лица, предъявившего к Вам такое требование.
В данном примере речь шла о водителе транспортного средства. Процедура его допуска к работе примерно аналогична процедуре допуска к работе крановщика (с заменой ГИБДД на Ростехнадзор). Но никто не пытается приравнять процедуры допуска к работе водителя и, например, слесаря по ремонту автомобиля или автоэлектрика.
В противоположность этому, настойчивые требования отдельных лиц ежегодно подтверждать действие удостоверений об окончании учебного центра по приборам безопасности, в силу зашоренности отдельных участников этого мероприятия, порой не вызывают возражений. Многие даже не задумываются над вопросами — а нужно ли вообще дополнительное обучение по приборам безопасности, если работник уже имеет необходимую квалификацию. И кто именно вправе выдавать удостоверения наладчика и нужны ли вообще такие удостоверения.
Ситуация выглядит несколько комично, когда, например, квалифицированный инженер-электрик или наладчик КИП и А выслушивает в учебном центре по приборам безопасности что такое датчик давления или потенциометр. За свои же деньги приобретает обузу выслушивать азбучные для него истины.
Организованы регулярные сборы денежных средств с сервисных центров по приборам безопасности за их некое информационное обслуживание в Ассоциации «РосСМА», членство в которой, если называть вещи своими именами, реально ничего не даёт. Кроме, естественно, обязанности делать регулярные перечисления Ассоциации «РосСМА». Сервисные центры платят около 20 тыс. рублей в год за такое членство. Но никто их них внятно не мог нам объяснить, зачем оно им нужно. Равным образом, те успешно работающие сервисные центры, не являющиеся членами Ассоциации «РосСМА», по нашим наблюдениям, не чувствуют себя в чем-то ущемленными.
Культивируется идея вовлечения сервисных центров в Некоммерческое партнерство «Региональные объединения сервиса строительных машин и автоматики» (НП «РосСМА») с неясными целями и задачами или даже в ненужную саморегулируемую организацию (СРО) по приборам безопасности. Не исключено, как пропагандирует генеральный директор ООО «НТЦ «Промышленная безопасность» В.С.Котельников на примере СРО по экспертизе промышленной безопасности, с отчислениями в СРО не менее 10% от всех объемов выполненных работ.
Различные Ассоциации и Союзы имеют право на существование и их создание можно только приветствовать. Но только в том случае, если членство в них приносит реальную пользу их участникам. Если эта польза соразмерна размерам членских взносов.Продолжая проводить аналогию, отметим, что принимая решение, какому автослесарю отдать свой автомобиль в ремонт, Вы ориентируетесь на уровень его профессионализма, на доверие к нему и к компании, в которой он работает, на наличие у ней необходимой материальной базы для качественного выполнения ремонта. Наличие у автослесаря удостоверения с указанием в нём той марки автомобиля, который Вы собираетесь отдать ему в ремонт, Вас не интересует. ГИБДД, в свою очередь, не интересует наличие у автослесарей или автоэлектриков каких-либо удостоверений и, тем более, каких-либо отметок в них.
Многие изготовители приборов безопасности, включая компанию «Резонанс», в паспортах приборов или в контрактах (договорах) на поставку устанавливают ограничения по допуску лиц, имеющих право осуществлять их монтаж, настройку, техническое обслуживание и ремонт. Особенно в течение гарантийного срока эксплуатации. Для этого осуществляется выдача сертификатов сервисных центров и стажировка наладчиков с участием представителей компании «Резонанс».
Именно завоевание доверия изготовителя прибора безопасности и владельца крана, в сочетании с надлежащим оформлением допуска наладчика к самостоятельной работе предприятием-работодателем, является основой успешной деятельности наладчика строительных машин (приборов безопасности) и предприятия, в котором он работает.
Поэтому сложившееся положение с аттестацией (допуском к работе) и обучением (подготовкой) наладчиков и специалистов по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъёмных машин, ориентированное на окологосударственную коммерцию и на создание излишних административных барьеров для деятельности сервисных центров по приборам безопасности в корыстных интересах отдельных лиц, требует радикального изменения.
Полагаем, что в свете принятых Президентом и Правительством РФ решений о переходе к инновационной экономике и борьбе с коррупцией, эти изменения представляется неизбежными и произойдут в самом ближайшем будущем.
В этом ключе Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), в чьём подчинении находится Ростехнадзор, запланирована доработка нормативных документов Ростехнадзора, включая Правила ПБ 10-382–00 техническую «альфу и омегу» краностроения. При этом, как указывается в письме Минприроды России от 08.09.2009 №13-47/12686, положения, устанавливающие наличие головных организаций по вопросам краностроения, не соответствуют законодательству Российской Федерации и будут исключены из Правил ПБ 10-382-00.
В итоге, по рассматриваемым вопросам можно сделать следующие выводы:
|
|
|
|
|
|
|
|
Оглавление |
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов. |
|