Как организовать профессиональную переподготовку наладчиков?

Содержание   Разъяснения Минобрнауки

В.А. Коровин,
доктор технических наук,
генеральный директор НПП «Резонанс».

Для снижения аварийности и травматизма при производстве грузоподъёмных работ необходимо не только оснастить грузоподъёмную машину прибором безопасности, но и провести комплекс работ по наладке машины с вновь установленным прибором и по поддержанию её технического состояния на необходимом уровне в процессе эксплуатации. Эти работы отличаются повышенной сложностью и выполняются наладчиками, имеющими достаточно высокий уровень квалификации.

Для регулирования трудовых отношений, в том числе при выполнении этих работ, в нашей стране применяется «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» (ЕТКС). Его 3-й выпуск утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.04.2007 № 243.

Виды работ по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъёмных машин и других строительных машин в ЕТКС включены в раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» и относятся к наименованию профессии рабочего «Наладчик строительных машин» 5, 6 или 7 разряда (ЕТКС, §§ 276—278, код профессии № 14993).

В характеристику работ наладчиков строительных машин всех разрядов входят наладка, регулирование, техническое обслуживание и текущий ремонт электронного и электрического оборудования машин, а также их гидравлического, пневматического и механического оборудования, с соответствующим демонтажем и монтажом агрегатов, узлов и систем управления, с чем непосредственно сталкивается наладчик приборов безопасности.

В примерах работ, выполняемых наладчиками строительных машин, указаны наладка, регулирование, техническое обслуживание, текущий ремонт, демонтаж и монтаж агрегатов, узлов и систем управления грузоподъёмных кранов. К этим же работам следует отнести считывание и обработку информации регистраторов параметров грузоподъёмных машин.

В ЕТКС, в зависимости от присваемого квалификационного разряда рабочего, указаны необходимые объемы знаний и требования к его образовательному уровню.

Регулирование образовательной деятельности в нашей стране осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации на основе Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (даты внесения изменений в акты законодательства мы не указываем) и соответствующих подзаконных актов.

Профессиональная переподготовка рабочих, имеющая своей целью, согласно статьи 21 этого Закона, ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, может осуществляться только по профессиям, указанным в «Перечне профессий профессиональной подготовки», у твержденном приказом Минобразования России от 29.10.2001 № 4377, на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Этот Перечень является нормативным документом для организации профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и разработан на основе ЕТКС, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) и других нормативных правовых актов. В этом же Перечне выделены те профессии, обучение по которым подконтрольно Ростехнадзору. Профессия «Наладчик строительных машин» к ним не относится.

Из этого Перечня и классификаторов ЕТКС и ОК 016-95 также следует, что профессии «Наладчик приборов безопасности» в нашей стране не существует.

Приказом Ростехнадзора от 29.12.2006 № 1154 утвержден также «Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». «Наладчик строительных машин» и, тем более, несуществующая профессия «Наладчик приборов безопасности», в этом Перечне отсутствуют.

Это подтверждается, в частности, письмом Управления энергетического и строительного надзора от 03.11.2009 № 09-28/4006. В нем указывается, что согласование программ обучения наладчиков строительных машин, охватывающих квалификационные требования к наладчикам приборов безопасности грузоподъемных машин, не входит в компетенцию Ростехнадзора.

Изменения в ЕТКС в части внесения в него новых профессий вносит Министерство здравоохранения и социального развития РФ по предложениям федеральных органов исполнительной власти после проработки целесообразности внесения таких изменений ФГУП «НИИ труда и социального развития». По информации, полученной от этого института (письмо от 23.03.2010 № 85), предложений по внесению в ЕТКС профессии «Наладчик приборов безопасности грузоподъёмных машин», к ним не поступало.

Соответственно, переподготовка рабочих к выполнению работ с приборами безопасности грузоподъемных машин, с выдачей документов о присвоении квалификации (профессии) наладчика, может осуществляться только по профессии «Наладчик строительных машин» и не подконтрольна Ростехнадзору.

Для подготовки и переподготовки рабочих такой профессии в нашей стране существует около 20-ти учебных организаций. Этого, по нашему мнению, явно недостаточно для огромной территории России. В отдельных регионах, включая южные районы и удаленные районы крайнего севера, нет ни одной учебной организации такого профиля.

Действующие образовательные учреждения, как правило, проводят обучение (переподготовку) не по всей гамме приборов безопасности, с которыми наладчик встречается в своей практической деятельности. Крайне ограниченное число учебных организаций проводит обучение считыванию и обработке информации с регистраторов параметров. Нам неизвестны организации, которые в достаточно полном объеме проводили бы обучение наладке грузоподъемных машин с приборами безопасности зарубежного производства.

Подготовка и переподготовка наладчиков является платной и, соответственно, представляет собой определенную сферу предпринимательской деятельности. Нетрудно заметить, что ограниченное количество предприятий, действующих в какой-либо сфере, в рыночных условиях обусловлено, как правило, избыточными административными барьерами, препятствующими созданию и развитию таких предприятий.

Другой причиной неблагополучного состояния дел с переподготовкой (обучением) наладчиков строительных машин, оснащенных приборами безопасности, является практически полное отсутствие каких-либо методических материалов по созданию таких образовательных учреждений (предприятий, организаций).

Задачей настоящей статьи является частичное восполнение этого пробела.
Невозможно исчерпывающим образом осветить весь спектр вопросов, связанных с организацией обучения наладчиков. Более того, в свете проходящей в настоящее время административной реформы и реформы технического регулирования, отдельные утверждения в настоящей статье могут оказаться спорными, либо не в полной мере отвечающими реалиям сегодняшнего дня. Поэтому данную статью следует рассматривать лишь в качестве некоего алгоритма, описывающего возможные варианты действий по организации такого обучения.

По вопросам обучения (переподготовки) рабочих промышленных производств, в том числе для выполнения работ на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, существует ряд федеральных законов, нормативных правовых актов, нормативных и ненормативных документов — Правил ПБ, Положений, Руководящих документов РД, писем Ростехнадзора и т.п. С 2006 года начал распространяться также сборник нормативных документов Ростехнадзора: «Приборы безопасности грузоподъёмных машин. Серия 10. Выпуск 66 / Колл.авт. — М.: ФГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2005. — 432 с.», содержащий ряд документов, касающихся вопросов подготовки наладчиков грузоподъемных машин, оборудованных приборами безопасности.

По организации обучения (переподготовки) можно дать общую рекомендацию относительно того, как следует действовать, чтобы эффективно решить эту задачу и не утонуть в море регламентирующих документов, порой противоречащих друг другу и затрудняющих организацию такого обучения. Её суть — неукоснительно соблюдайте требования всех законов, нормативных правовых актов и законных актов-предписаний, выданных Вам правомочными государственными органами, а требования всех прочих актов (документов), включая различные ПБ, РД, официальные письма и т.д., исполняйте лишь в том случае, если это соответствует Вашим интересам.

Практика показывает, что попытки «обойти» какое-либо требование действующего закона или нормативного правового акта приводят, в конечном счете, к более существенным издержкам, чем его неукоснительное исполнение. Если, например, инспектор государственного пожарного надзора МЧС России выявил какие-либо нарушения требований Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на Вашем предприятии и выдал предписание по их устранению, то нужно направить свои усилия на исполнение этого предписания, а не пытаться «договориться» с инспектором. То же самое относится и к взаимоотношениям с органами государственной власти в сфере образования и промышленной безопасности.

    Вы обязаны соблюдать законы и нормативные правовые акты, а также законные указания и предписания местных и федеральных исполнительных органов власти, которые адресованы Вам и направлены на исполнение этих законов и нормативных правовых актов. Прочие документы могут иметь лишь рекомендательный характер.

Согласно «Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, и «Разъяснениям...» об их применении, утв. приказом Минюста РФ от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт — это официальный документ, принятый федеральным органом исполнительной власти РФ и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под которыми принято понимать общеобязательные государственные предписания, рассчитанные на многократное применение. Нормативные правовые акты издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Их издание в ином виде (например, в форме писем, директив и т.п.) не допускается. Не допускается также издание нормативных правовых актов структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и, тем более, частными организациями.

Нормативные правовые акты, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актом федеральных органов исполнительной власти», подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Согласно пункта 10 этого Указа, «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний».

Поэтому перед исполнением требований какого-либо документа, ущемляющего Ваши права и претендующего на статус «нормативного», убедитесь, действительно ли он является общеобязательным государственным предписанием. Для этого достаточно посмотреть, в какой форме он принят и находится ли его принятие в пределах компетенции принявшего его органа, а также убедиться, что этот документ прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликован в установленном порядке.

Например, в сборнике нормативных документов Ростехнадзора «Приборы безопасности грузоподъёмных машин. Серия 10. Выпуск 66» опубликовано разработанное ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» РД СМА-003–04 — «Типовое положение об учебной организации, осуществляющей подготовку специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъёмных машин». Но опубликование РД СМА-003–04 в сборнике нормативных документов Ростехнадзора не является официальной публикацией (это не «Российская газета»), не придаёт ему статус нормативного правового акта и не означает, что Вы обязаны соблюдать требования этого документа.

Это подтверждает письмо-разъяснение Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28.07.2006 № 03-1554. В нём указывается, что РД СМА-003—04 противоречит «Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 и не может являться обязательным к исполнению нормативным документом.

Поскольку «Правила подготовки нормативных правовых актов...» не допускают возможности их принятия частными организациями, любые РД СМА и подобные им документы могут иметь только рекомендательный характер.

Тот факт, что они согласованы с Управлением технического надзора, не имеет значения. Нормативный правовой акт должен быть не согласован, а принят Ростехнадзором. (В настоящее время — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому переданы нормотворческие функции в сфере промышленной безопасности). Причем Управление технического надзора (в настоящее время — Управление строительного и общепромышленного надзора), как структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, в любом случае не вправе принимать такие акты. Такими полномочиями ранее обладал лишь руководитель Ростехнадзора, а в настоящее время обладает Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Другой пример — в упомянутом сборнике нормативных документов Ростехнадзора указано, что все преподаватели Учебных центров, проводящие занятия по приборам безопасности, должны пройти обучение и аттестацию в Негосударственном образовательном учреждении ИЦ «Строймашавтоматизация». Но при этом не существует какого-либо документа (приказа, распоряжения, инструкции или постановления), подписанного руководителем какого-либо федерального органа исполнительной власти, прошедшего государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованного. Следовательно, данный документ также не является общеобязательным государственным предписанием и не может быть обязательным для исполнения.

Частные предприятия являются равноправными хозяйствующими субъектами. Услуги НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» являются платными и осуществляются на основе договора (в письменной или устной форме) с Вашим предприятием. Согласно пункта 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ, «юридические лица свободны в заключении договора», а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор прямо предусмотрена Гражданским Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Поэтому если Вы не испытываете потребности в услугах какой-либо частной организации, то никто не вправе заставить Вас заключить договор с этой организацией и, соответственно, оплачивать её услуги.

Территориальные и федеральные органы исполнительной власти РФ, включая налоговую инспекцию, территориальный орган Ростехнадзора, орган управления образованием в Вашей области, территориальное управление противопожарной службы МЧС и т.д. вправе контролировать Вашу деятельность в пределах их компетенции. Но при этом, согласно пункта 8 статьи 3 и пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц за проведение мероприятий по контролю не допускается.

Путем неукоснительного соблюдения требований действующих законов и нормативных правовых актов, выполнения законных указаний органов исполнительной власти Вашего региона, а также игнорирования неправомерно изданных документов, создающих препятствия для Вашей деятельности, можно существенно упростить и ускорить процесс организации учебного центра, учебной организации или учебного подразделения на Вашем предприятии.

Начало организации обучения состоит в получении однозначных ответов на вопросы к самому себе: обучение (подготовку) каких именно специалистов, чьих работников и на каком уровне Вы хотите организовать?

Действующее законодательство допускает возможность создания частного образовательного учреждения для подготовки специалистов любого образовательного уровня (ценза), включая среднее и высшее профессиональное образование с выдачей дипломов государственного образца. Но сложности его создания возрастают по мере роста образовательного уровня (ценза) его выпускников.

Можно ограничиться профессиональной переподготовкой работников. Она, согласно пункта 1 статьи 21 Федерального закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы и не сопровождается повышением образовательного уровня (образовательного ценза) обучающегося. Это позволит исключить из программ обучения их федеральные компоненты.

В этом случае, согласно подпункта 4 пункта 4 статьи 12 закона «Об образовании», организуется «учреждение дополнительного образования взрослых».

Обучение рабочих по профессиям со сложным содержанием квалифицированного труда осуществляется путем их переподготовки из числа лиц, имеющих квалификацию и опыт работы по родственной профессии. Такие профессии в Перечне профессий профессиональной подготовки, утвержденном приказом Минобразования России от 29.10.2001 № 4377, отмечены звездочкой (*). Наладчик строительных машин относится именно к таким профессиям.

Соответственно, по профессии «Наладчик строительных машин» допускается осуществлять профессиональную переподготовку только тех лиц, которые ранее уже прошли подготовку в каких-либо учебных заведениях и имеют документы государственного образца об уровне образования (образовательном цензе), должную квалификацию и опыт работы по профессии близкого профиля — наладчика КИП и автоматики, слесаря-электромонтажника, слесаря по ремонту оборудования и т.п.
Не допускается проводить переподготовку, например, юриста или бухгалтера с выдачей ему по окончании курса этой переподготовки документа о присвоении профессии наладчика строительных машин и квалификационного разряда.

Любая образовательная деятельность с выдачей документа о полученном образовании подлежит лицензированию.

Если планируется переподготовка работников только своего предприятия, то достаточно организовать образовательное подразделение на Вашем предприятии. Если же планируется проводить профессиональную переподготовку работников других предприятий, то необходимо организовать отдельное предприятие — образовательное учреждение. Все вопросы его создания и организации деятельности можно решить на региональном уровне, не обращаясь в г. Москву.

Одним из путей повышения рентабельности работы образовательного учреждения является расширение сферы его деятельности с целью увеличения количества обучающихся. Кроме профессии «Наладчик строительных машин» (код профессии 14993) можно организовать профессиональную переподготовку по профессиям «Машинист автовышки и автогидроподъемника» (код 13507), «Машинист крана (крановщик)» (код 13790), «Машинист крана автомобильного» (код 13788), «Машинист трубоукладчика» (код 14277), «Стропальщик» (код 18897), «Такелажник» (код 19081) и т.д.

Такое расширение сферы деятельности связано с дополнительными сложностями, поскольку указанные профессии, в отличие от «Наладчика строительных машин», входят в перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), подготовка по которым подконтрольна Ростехнадзору (приказ Минобразования России от 29.10.2001 № 4377 и приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 № 1154). Очевидно также, что для профессиональной подготовки, например, крановщиков (машинистов), стропальщиков и такелажников, потребуется грузоподъёмный кран, зарегистрированный в Ростехнадзоре, и разрешение на пуск этого крана в работу. Но одновременно расширение профессий, по которым осуществляется переподготовка, позволит повысить эффективность образовательной деятельности. Дополнительно откроет возможность, например, проводить обучение крановщиков работе с новыми и, по мере возможности, с зарубежными приборами безопасности.

Организация образовательного учреждения производится по регистрационному принципу и регламентирована статьёй 33 закона «Об образовании». Она имеет лишь одно существенное отличие от создания предприятия в форме Общества с Ограниченной Ответственностью — образовательное учреждение, согласно пункта 1 статьи 11-1 закона «Об образовании», может быть создано только в форме некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению тех целей, ради которых она создана.

Устав учебной организации должен соответствовать требованиям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и «Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610.

Для упрощения разработки устава образовательного учреждения можно изучить устав любой уже действующей образовательной (учебной) некоммерческой организации. Он не является конфиденциальным документом.

Вы можете направить письмо-запрос в региональную налоговую инспекцию, в которой зарегистрировано любое известное Вам учебное заведение типа НОУ ТЦ «Обучение», НОУ ИЦ «Строймашавтоматизация» и т.д. и, заплатив госпошлину порядка 400 руб., получить копию его устава. Далее по его образу и подобию можно составить свой устав и зарегистрировать его в своей налоговой инспекции.

После регистрации образовательного учреждения можно приступать к следующему шагу — к получению на него лицензии на образовательную деятельность.

Лицензия на образовательную деятельность для предприятий профессиональной подготовки выдается государственными органами управления образованием субъектов РФ на основании постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Для её получения Вы должны обратиться в Министерство образования Вашей области или республики и предоставить документы по перечню, указанному в пункте 10 этого «Положения о лицензировании...».

Они, в кратком изложении, включают:

    а) заявление на получение лицензии; 

    б) копии учредительных документов;

    в) сведения о кадровом обеспечении и квалификации педагогических работников;

    г) копии документов, подтверждающих наличие в собственности или в аренде зданий, сооружений, оборудованных учебных кабинетов и объектов для проведения практических занятий;

    д) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической и противопожарной служб о пригодности зданий и помещений для образовательной деятельности;

    е) перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу и учебный план по каждой из них; 

    ж) справку о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

    з) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления и, наконец,

    и) опись документов, представленных для получения лицензии.

Этот перечень документов является исчерпывающим. Пункт 13 «Положения о лицензировании...» запрещает требовать от соискателя лицензии предоставления документов, не предусмотренных этим «Положением...».

Любое требование о предоставлении какого-либо дополнительного документа является незаконным административным барьером на пути создания образовательного учреждения. В частности, ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», ссылаясь на полномочия «головной организации по приборам безопасности», считает необходимым наличие «Акта о готовности Учебного центра к образовательной деятельности в области приборов безопасности грузоподъёмных машин», подготовленного комиссией ООО НТЦ «Строймашавтоматизация», либо комиссией с её участием. Это требование частной организации, противоречащее утвержденному Правительством РФ «Положению о лицензировании...», Вы не должны принимать во внимание. Это подтверждает и упомянутое письмо-разъяснение Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28.07.2006 № 03-1554.

После предоставления всех документов, лицензирующим органом — территориальным органом управления образованием, создается экспертная комиссия и проводится экспертиза. Её цель — установление соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников учебной организации, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Включение в состав этой комиссии представителей Ростехнадзора и, тем более, каких-либо коммерческих организаций типа головных организаций по краностроению, не предусмотрено.

При положительных результатах экспертизы выдается лицензия. Вы должны оплатить небольшие расходы, связанные с её проведением и изготовлением бланка лицензии. Порядок определения размеров этой оплаты установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 06.08.2009 № 285.

Получение лицензии на образовательную деятельность завершает процесс создания образовательного учреждения.

Контроль деятельности созданного Вами образовательного учреждения, согласно статьи 29 закона «Об образовании», включая организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников входит в компетенцию органа управления образованием того субъекта РФ, на территории которого находится Ваше образовательное учреждение. Причем, в соответствии со статьёй 30 закона «Об образовании», эта компетенция «не может быть изменена иначе как законом». В пункте 36 «Положения о лицензировании...» также указано, что контроль соблюдения образовательным учреждением условий, предусмотренных лицензией, обеспечивает тот уполномоченный орган исполнительной власти РФ, который выдал эту лицензию.

Никто не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность образовательного учреждения. Никто также не вправе обязать Вас привлекать для решения возникающих задач какие-либо частные коммерческие организации. Но это не означает, что этого не следует делать. Не все вопросы целесообразно решать собственными силами. Образовательное учреждение, как хозяйствующий субъект, вправе привлечь любую частную организацию для поставки товаров или оказания услуг. Это может быть разработка и изготовление учебных стендов, подготовка курсов лекций, разработка новой методики обучения и т.д.

Вы вправе на основе существующих типовых программ самостоятельно разработать учебную программу, которая должна предусматривать теоретическое и производственное обучение в учебных группах. Самостоятельно также можно разработать расписание и порядок учета занятий и экзаменационные билеты.

    «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», обязательные для исполнения, утверждены приказом Минобразования РФ от 18.06.1997 № 1221, который зарегистрирован в Минюсте РФ 11.07.1997 за № 1351 и официально опубликован.

В число базовых требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ входят:
  • соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;
  • преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;
  • соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;
  • соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Наладчик строительных машин 5-го разряда (ЕТКС, § 276) должен знать: «устройство, кинематические и электрические схемы, способы и правила наладки, текущего ремонта, демонтажа и монтажа агрегатов и узлов обслуживаемых строительных машин, двигателей внутреннего сгорания и электрооборудования; причины возникновения неисправностей машин, способы их предупреждения и устранения; правила ухода, обслуживания и транспортировки обслуживаемых машин; слесарное дело в пределах выполняемых работ; способы применения подъемно-транспортного, сварочного и очистного оборудования; способы очистки топлива и масел; устройство передвижных и стационарных средств эксплуатационной базы; основы электротехники, гидравлики и механики».

Наладчик строительных машин 6-го разряда (ЕТКС, § 277) должен знать: «Устройство, кинематические, электрические и электронные схемы обслуживаемых машин; способы, правила наладки, текущего ремонта, демонтажа, монтажа агрегатов, узлов и перемещения в зоне ремонта обслуживаемых строительных машин; правила наладки электрических машин и электронных устройств; сроки испытания и освидетельствования грузоподъемных механизмов и сосудов, работающих под давлением; способы оценки поврежденных и изношенных деталей; правила применения диагностического оборудования; методы выявления неисправностей в работе машин по внешним признакам».

Наладчик строительных машин 7-го разряда (ЕТКС, § 278) должен знать: «Устройство, кинематические, электрические и электронные схемы обслуживаемых машин; способы, правила наладки, текущего ремонта, демонтажа, монтажа агрегатов, узлов и перемещения в зоне ремонта обслуживаемых строительных машин; способы наладки электрических машин и электронных устройств; сроки испытания и освидетельствования грузоподъемных механизмов и сосудов, работающих под давлением; способы оценки поврежденных и изношенных деталей; правила применения диагностического оборудования; методы выявления неисправностей в работе машин по внешним признакам».

Квалификационные требования по ЕТКС предусматривают выполнение работ по наладке, регулированию, техническому обслуживанию, текущему ремонту, демонтажу и монтажу агрегатов, узлов и систем управления грузоподъёмных кранов с более высокой грузоподъёмностью наладчиками с более высокими квалификационными разрядами. Это представляется вполне обоснованным в силу большей сложности тяжелых кранов и более высокой «цены» ошибок наладчиков на таких кранах.

Современные микропроцессорные приборы и системы безопасности, в силу наличия в них встроенной самодиагностики, датчиков с нормированными характеристиками, удобного графического интерфейса взаимодействия с оператором и т.п., зачастую более просты в настройке и в техническом обслуживании, чем приборы безопасности первых поколений, реализованные на «жёсткой логике». Поэтому разделение наладчиков строительных машин в ЕТКС по разрядам в зависимости от грузоподъёмности крана, а не от наличия в приборе безопасности микроконтроллера, является обоснованным.

В этой связи, предложения отдельных специалистов использовать для наладчиков не квалификационные разряды по ЕТКС, а некие «уровни», не только противоречит действующему законодательству, но и представляется в корне ошибочным.

В мировом и отечественном краностроении происходит процесс углубления интеграции приборов безопасности в единую систему автоматизированного контроля, защиты и управления.

Выделить прибор безопасности из оборудования современных грузоподъёмных кранах, например компании Liebherr, практически невозможно.

Поэтому наладчики приборов безопасности должны получать комплекс знаний именно по системам контроля, защиты и управления, т.е. проходить обучение и получать профессию именно как «наладчики строительных машин».

В противоположность общей тенденции развития краностроения, в нашей стране в настоящее время выстроена целая система искусственного и надуманного отделения приборов безопасности от крана. Спекулируя, в отдельных случаях, на недостаточном понимании крановыми заводами особенностей построения электронных систем защиты, отдельными лицами в своих корыстных интересах культивируется идея — что кран, это кран, а прибор безопасности — это нечто отдельное, довесок к крану. В 2000 году была даже создана «головная организация по приборам безопасности», хотя по другим узлам и агрегатам крана, включая их гидравлические системы, имеющие не меньшее значение для эффективной и безопасной работы крана, «головных организаций» не существует.

Необходимо различать организацию повышения квалификации (стажировку) и организацию профессиональной переподготовки.

Если работник уже имеет профессию наладчика строительных машин, подтвержденную соответствующим свидетельством или дипломом, то для повышения его квалификации может осуществляться краткосрочное тематическое обучение. Слушателям, выполнившим все требования учебного плана, выдаются удостоверения или свидетельства о повышении квалификации.

Организация профессиональной переподготовки, в отличие от повышения квалификации, проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым работнику для выполнения нового для него вида профессиональной деятельности. Сроки обучения определяются исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, и составляют от одного до шести месяцев (приказ Минобразования России от 29.10.2001 № 4377).

Программы дополнительного профессионального обучения должны соответствовать указанным в ЕТКС квалификационным требованиям к профессии наладчика строительных машин и составом решаемым профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы (пункт 2.3 «Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», утв. приказом Минобразования РФ от 18.06.1997 № 1221).

Согласования программы обучения наладчиков строительных машин с Ростехнадзором не требуется.

Письмо Ростехнадзора
Приложение 1.
Поскольку профессиональная переподготовка не сопровождается повышением образовательного уровня (ценза) обучающихся, этот уровень должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности. Присвоение обучающемуся профессии наладчика строительных машин 6 и 7-го разрядов, согласно требованиям ЕТКС, возможно лишь при наличии у него диплома или свидетельства о среднем профессиональном образовании. Наладчик строительных машин 5-го разряда может не иметь среднего профессионального образования. [приложение 1]

Освоение программ профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускной квалификационной работой, итоговым экзаменом). Аттестационная комиссия формируется приказом руководителя и возглавляется одним из руководителей образовательного учреждения.

Слушателям, выполнившим все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии присваивается профессия (квалификация) наладчика строительных машин, квалификационный разряд по ЕТКС и выдается диплом или свидетельство о профессиональной переподготовке — о получении второй (смежной) профессии. Участие в работе аттестационной комиссии представителей Ростехнадзора не предусматривается, поскольку подготовка по этой профессии не подконтрольна Ростехнадзору.

Для выдачи диплома или свидетельства государственного образца необходима государственная аккредитация образовательного учреждения, которая проводится в соответствии с «Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов», утвержденным приказ Минобразования РФ от 23.11.1996 № 113.

Образовательные учреждения повышения квалификации, прошедшие эту аккредитацию, согласно пункта 28 «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610, выдают следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации (повышении квалификационного разряда по ЕТКС) — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Если осуществляется профессиональная переподготовка по профессиям «Машинист автовышки и автогидроподъемника», «Машинист крана (крановщик)», «Машинист крана автомобильного», «Машинист трубоукладчика», «Стропальщик», «Такелажник» и другим профессиям основных производств на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, то какая переподготовка, в отличие от переподготовки по профессии «Наладчик строительных машин», подконтрольна Ростехнадзору. Программа такой переподготовки подлежит согласованию с Ростехнадзором (приказ Минобразования России от 29.10.2001 № 4377 и приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 № 1154).

Кроме того лицам, прошедшим обучение по этим профессиям и успешно сдавшим экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства о присвоении профессии (квалификации) и квалификационного разряда по ЕТКС дополнительно выдается соответствующее удостоверение для последующего оформления работодателем допуска к этим работам. Квалификационная комиссия также формируется приказом руководителя образовательного учреждения. Но в её состав в данном случае обязательно включаются представители территориального органа Ростехнадзора. Лица, проводившие обучение, в состав этой комиссии не включаются. Этот порядок определен «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20—2007), утвержденным приказом Ростехнадзора 29.01.2007 № 37 (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.03.2007 за № 9133). На переподготовку наладчиков строительных машин этот порядок не распространяется.

Ранее, согласно пункта 9.4.16 Правил ПБ 10-382—00, в образовательных учреждениях проводилась и, в отдельных случаях, продолжает проводиться подготовка «Наладчиков приборов безопасности» по программам, согласованным с Ростехнадзором. Более того, образовательными учреждениями выдавались удостоверения о прохождении обучения и аттестации «за подписью председателя квалификационной комиссии и представителя органов Госгортехнадзора (Ростехнадзора)» (пункт 9.4.22 Правил ПБ 10-382—00).

Эти пункты Правил не подлежат применению. В частности, как указано Высшим Арбитражным судом РФ, Правила ПБ 10-382—00, как технический акт, «не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений».2

На незаконность включения таких норм в Правила ПБ 10-382—00 указывает и Генеральная Прокуратура РФ. В её сообщении также указывается на недопустимость наличия подписей должностных лиц Ростехнадзора и печатей органов Ростехнадзора на документах о прохождении курсов обучения, выдаваемых образовательными учреждениями.3

Письмо Министерства образования МО
Приложение 2.
Выдача учебными центрами документов об обучении по несуществующей профессии «Наладчик приборов безопасности грузоподъемных машин» является незаконной. На это указывает, в частности, Министерство образования Правительства Московской области в своем письме от 17.11.2009 № 8998/09л/09. [Приложение 2]

Причем документ об окончании образовательного учреждения, как указано в этом письме Министерства, является именно «документом об обучении». Но не допуском к работе.

Федеральный закон № 3266-I «Об образовании» не допускает выдачи документа об обучении с ограниченным сроком действия. Диплом, свидетельство или удостоверение, выданное любым образовательным учреждением, включая учреждения высшего и среднего профессионального образования и любые учебные центры, действует бессрочно.

После выдачи документа об обучении, образовательное учреждение считается выполнившим свои задачи и дальнейшее взаимодействие с ним не требуется.

Отметки в документах об образовании (свидетельствах, удостоверениях, дипломах), указывающие ограниченный срок их действия, являются недействительными.

Соответственно, пункт 1.3 РД 10-208—98, предусматривающий прохождение наладчиками приборов безопасности ежегодной повторной проверки знаний в учебных центрах (пунктах) с соответствующей отметкой в удостоверениях, не подлежит применению как противоречащий требованиям Федерального закона № 3266-I «Об образовании» и нормативного правового акта РД 03-20—2007.

На это указывает в своем письме от 12.02.2010 № 03-13-47/1764 заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Р.Леви: постановление Госгортехнадзора РФ от 28.05.1998 № 33 об утверждении Типовой инструкции РД 10-208-98 не подлежит обязательному исполнению.

После прохождения курса обучения и получения документа об образовании, проверка знаний работника, в том числе повторная, осуществляется лишь организацией-работодателем, к которой образовательное учреждение не имеет отношения.

Согласно статье 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Именно работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников в своей организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Необходимо также учитывать, что если строительная машина или прибор безопасности к ней находятся на гарантии предприятия-изготовителя, то изготовитель, как правило, устанавливает ограничения на доступ к работе с этой машиной или с этим прибором. Эти ограничения указываются в паспорте машины или прибора и могут предусматривать необходимость проведения дополнительного обучения (переподготовки).

Поскольку переподготовка по профессии «Наладчик строительных машин» не подконтрольна Ростехнадзору, необходимость этого обучения определяют сам работник, его работодатель и, в отдельных случаях, изготовитель машины или её составных частей, включая прибор безопасности, в период гарантийного срока службы.

Поэтому организуя профессиональную переподготовку наладчиков, необходимо учитывать, что времена, когда Госгортехнадзор России, а позже и Ростехнадзор, обязывал проходить обучение в учебных центрах по несуществующей профессии «Наладчик приборов безопасности грузоподъемных машин», безвозвратно уходят.

Главной задачей образовательного учреждения повышения квалификации является не оформление допуска к работе, а удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новых достижениях в соответствующих отраслях техники, передовом отечественном и зарубежном опыте. Соответственно, нужно ориентироваться не на принуждение работников обращаться в Ваше образовательное учреждение, а на его полезность с точки зрения получение знаний.

Целесообразно активно сотрудничать с предприятиями-изготовителями строительных (грузоподъемных) машин и приборов безопасности к ним — запрашивать у них материалы по приборам безопасности, информацию о новинках и т.д. Полезно согласовать с ними программы обучения, курсы лекций и методики практических занятий. По крайней мере, со стороны компании Резонанс Вы найдете понимание Ваших текущих пожеланий и проблем.

И, в заключение, наш совет — не останавливайтесь на достигнутом. По нашему мнению, нужно стремиться к созданию в образовательном учреждении действующей и сертифицированной системы качества обучения по ГОСТ Р ИСО 9001–2001. На основе методологии непрерывного улучшения, модель которого называют циклом Дёминга-Шухарта или PDCA (Plan-Do-Check-Act) доктора Дёминга: «Планирование работы — Исполнение плана — Анализ полученных результатов — Разработка корректирующий действий, направленных на улучшение деятельности», и далее по следующему кругу.

Это означает, что нужно не только давать обучающимся максимум того, что в Ваших силах на сегодняшний день, но и стремиться к непрерывному улучшению Вашей деятельности. Пусть небольшие, по Вашим возможностям, но непрерывные улучшения деятельности образовательного учреждения — гарантия успеха всего мероприятия.



Список литературы:

  1. Первая версия данной статьи была написана и опубликована автором в 2006 году во время работы заведующим
  2. кафедрой Автоматики Челябинского агроинженерного университета. Статья доработана в соответствии с произошедшими в последние годы изменениями законодательства.

  3. Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 декабря 2008 года по делу № 12581/08 //
    Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. —
    2009. — № 1 (40). — С. 66–68.

  4. Генеральная прокуратура Российской Федерации выявила нарушения законодательства в деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору // Информационное сообщение на сайте Генеральной Прокуратуры РФ. — 07.05.2009.

15 августа 2006 г.

Часть II. Повторная проверка знаний и допуск к работе наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин

 13 
 14 
 15 
 16 
 17 
 18 
 19 
 20 
 21 
    Оглавление


Тел./факс: +7 (351) 731-30-00, 222-47-77
ул. Нахимова, д. № 19п, г. Челябинск, Российская Федерация, 454119

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов.