Опубликовано:
Журнал «Пожарное дело»
№11 (ноябрь), 2006
А.К. Кадыров, инженер-схемотехник НПП «Резонанс».
В современных условиях пожарным автолестницам, особенно в городах, зачастую приходиться работать в стесненных условиях, когда невозможно подъехать к горящему объекту на удобное для развертывания лестницы расстояние, что создает проблему выбора места для ее установки. Операторы автолестниц фактически «на глаз» определяют максимально возможное выдвижение лестницы и, как правило, не достигают предельно допустимых вылетов из боязни опрокинуть машину, так как невозможно учесть все факторы, действующие на лестницу. К их числу следует отнести длину выдвижения лестницы, угол подъема, ветровую нагрузку и многое другое. В случае опрокидывания лестницы шансы на спасения у людей, находящихся в горящем здании, падают практически до нуля. Поэтому приходится тратить бесценное время на расчистку места для установки автолестницы ближе к объекту, рискуя при этом жизнями людей, которым требуется помощь.
В отдельных случаях развертывание автолестницы производится операторами неоправданно далеко от объекта, что вызывает сложность управления ее механизмами при развертывании комплекта колен на максимальную длину и необходимость переустановки, что также сопряжено с потерями времени.
В связи с этим является актуальным повышение безопасности и эффективности работы пожарных автолестниц. Эффективным путем снижения их аварийности является использование приборов безопасности, обеспечивающих контроль параметров работы автолестниц и их ограничение на безопасном уровне.
До недавнего времени такие приборы в России практически не производились.
В 2004 году в НПП «Резонанс» был разработан первый прибор безопасности пожарных автолестниц из серии ПБЛ240. В настоящее время различные модификации приборов этой серии устанавливаются на автолестницы производства ОАО «Пожтехника» (г. Торжок Тверской обл.), ООО «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» (г. Миасс Челябинской обл.), ОАО «Казанский электромеханический завод» (ООО «КЭМЗ», г. Казань) и ООО «Техинком» (г. Тверь).Их основная задача — помочь оператору в управлении механизмами лестницы, не допустить повреждения или опрокидывания машины. Это достигается путем ограничений параметров или режимов работы автолестницы в следующих ситуациях:
|
Для определения достижения максимального вылета вычислительному устройству, расположенному в блоке индикации прибора безопасности (рис. 3), необходимо знать геометрические параметры: текущую длину выдвижения и угол наклона лестницы. Для более точного вычисления вылета дополнительно необходимо измерять разность углов наклона корневой секции и вершины лестничного комплекта и на их основании вводить в алгоритм вычисления вылета поправки, связанные с влиянием прогиба лестницы на этот вылет.
Приборы безопасности серии ПБЛ240 позволяют реализовать контроль и ограничение нескольких различных значений максимального вылета в зависимости от оснащения лестницы и способа ее установки (наличие люльки или лифтовой системы, степени выдвижения выносных опор и т. д.).
Оснащение автолестницы датчиками угла наклона и длины стрелы позволяет также организовать защиту механизмов выдвигания-задвигания и подъема-опускания лестницы от повреждений при достижении ими предельных положений.
Благодаря установке датчика азимута реализуется функция защиты кабины и транспортных стоек от повреждений при неосторожной работе лестницей. Дополнительно датчик азимута дает возможность выполнить защиту автолестницы от опрокидывания при попытках проведения работ со стороны невыдвинутых опор.
При этом в приборе безопасности ПБЛ240 учитывается, что полный запрет работы в этой зоне является неоправданным, если у автолестницы хватает запаса устойчивости для разворота в рабочую зону из транспортного положения через борт с невыдвинутыми опорами с минимальным вылетом при полностью сложенной лестнице. Это значительно облегчает работу в стесненных условиях.
|
Система ограничения грузоподъемности в настоящее время осуществляется, как правило, с использованием датчика прогиба комплекта колен, представляющего собой планку, закрепленную на корневой секции лестничного комплекта (рис. 2).
При увеличении деформации корневой секции под воздействием нагрузки планка свободным концом замыкает или размыкает концевой выключатель. Подобная система не обеспечивает надежной блокировки работы лестницы при ее перегрузках ввиду нелинейности и сильной зависимости передаточной характеристики такого датчика прогиба от степени выдвижения комплекта колен.
При использовании одного блокировочного клапана ограничение работы может производиться двумя способами: по разрешающему принципу или запрещающему. Разрешающий принцип подразумевает, что при нахождении лестницы в запрещенной зоне блокировка постоянно включена, а при обнаружении воздействия на рычаги управления, ведущие к выходу режима работы лестницы из опасной зоны, она снимается автоматически. Под запрещающим принципом следует понимать включение ограничения работы в случае обнаружения попытки дальнейшего продвижения в зону ограничения. При этом в обоих случаях прибор безопасности должен иметь информацию о воздействиях оператора на рычаги управления. При реализации запрещающей системы блокировок, критически важной становится скорость обработки этих сигналов для обеспечения эффективной работы прибора. Такие системы требуют множества концевых выключателей, устанавливаемых на рычаги управления, что, в конечном итоге, приводит к снижению надежности системы.
При использовании нескольких блокировочных клапанов, системе безопасности не обязательно знать состояние органов управления (после срабатывания защиты блокируются только движения, направленные в сторону запрещенной зоны работы). Указанный метод требует установки нескольких блокировочных клапанов, вмешивающихся в работу гидравлической системы автолестницы, что также приводит к ее усложнению и, в связи с этим, к снижению надежности, уменьшению ресурса эксплуатации и к увеличению стоимости автолестницы.
Интеграция прибора безопасности и системы пропорционального электрогидравлического управления позволяет:
Данный способ в настоящее время является самым дорогим в реализации из-за использования пропорциональных электромагнитов управления, однако обеспечивает наиболее оптимальные, с точки зрения плавности и безопасности работы, режимы работы автолестницы.
Кроме функций ограничения параметров работы в аварийно-опасных ситуациях, современный прибор безопасности может:
Не вызывает сомнений, что с течением времени объем функций, выполняемых приборами и системами безопасности, будет возрастать. Большинство их, в конечном счете, будет интегрировано с пропорциональным электрогидравлическим управлением автолестниц, что позволит выйти на более высокий уровень обеспечения их безаварийности и эффективности применения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оглавление |
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов. |
|