В.А. Коровин, доктор технических наук, генеральный директор НПП «Резонанс»,
К.В. Коровин, кандидат технических наук, заместитель генерального директора НПП «Резонанс» по качеству и развитию
Оснащение грузоподъёмных кранов современными микропроцессорными многофункциональными приборами безопасности является одним из наиболее эффективных направлений снижения аварийности и травматизма при выполнении грузоподъёмных работ. Эти приборы реализуют функции защиты крана от перегрузки, от столкновений с препятствиями при работе в стеснённых условиях (функции координатной защиты) и защиты от опасного приближения к линии электропередачи.
Однако установка прибора безопасности на грузоподъёмный кран вовсе не гарантирует, что его потенциальные возможности по защите крана будут реализованы в полном объеме. Достаточно часто встречаются аварии, обусловленные «человеческим фактором», в том числе «необученностью крановщика работе с прибором».
Это вполне объяснимо. Если, например, крановщик сознательно не вводит или не умеет вводить в прибор безопасности параметры координатной защиты, то этот прибор принципиально не может обеспечить защиту крана от столкновений с препятствиями. Равным образом, если перед началом работы на кране крановщиком в прибор безопасности неправильно введены режимы работы стрелового оборудования или опорного контура, например, не учтено, что кран работает с гуськом или при не полностью выдвинутых опорах, то прибор безопасности не может обеспечить защиту крана от перегрузки и опрокидывания. Если прибор имеет плохо читаемые индикаторы, то это затрудняет реальную оценку текущих режимов работы крана и, соответственно, снижает вероятность своевременного выявления и предупреждения крановщиком потенциально опасных ситуаций.
Иными словами, для обеспечения безопасной работы крана необходимы не только реализация в приборе безопасности функций защиты крана, предусмотренных Правилами ПБ 10-382—00 или соответствующими техническими регламентами, но и эффективное использование крановщиком возможностей этого прибора. Это предопределяет необходимость оптимизации взаимодействия системы «крановщик — прибор безопасности». Сказанное относится, в первую очередь, к исполнению и алгоритмам функционирования органов управления и индикации, размещенных на лицевой панели электронного блока прибора безопасности, расположенного в кабине крана в рабочей зоне крановщика.
Проектирование приборов безопасности, в общем случае, должно предусматривать реализацию требований к ним, сформированных на основе исследования внутренних средств деятельности крановщика (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т. д.) и согласования их с внешними средствами (органами ручного управления, алгоритмами работы прибора, элементами индикации и т. д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы — повышением безопасности производства грузоподъёмных работ.
Важность учета этих требований возрастает с увеличением грузоподъёмности и сложности крана. Это обусловлено возрастанием как «цены», так и вероятности ошибки крановщика при управлении таким краном. Кроме того, увеличение стоимости крана по мере роста его грузоподъёмности снижает экономические ограничения при выборе используемых органов управления и индикации.
Размышления о наилучшей организации взаимодействия «машины» и «человека» в системе защиты и управления краном неизбежно приводят к выводу, что технический уровень прибора безопасности в части его органов управления и индикации — его лицевой панели, во многом определяет множество мелких деталей. Это тот случай, когда слова знаменитого Микеланджело Буонарроти, сказанные в отношении искусства, в полной мере применимы и к технике: «Не пренебрегайте мелочами, поскольку от мелочей зависит совершенство, а совершенство — это не мелочь».
Прибор безопасности должен удовлетворять нескольким главным критериям качества, минимальный набор которых, в плане его эргономичности, в первом приближении содержит:
В качестве исходной базы для сравнения лицевых панелей различных приборов безопасности и анализа путей их совершенствования рассмотрим прибор безопасности короткобазового колесного крана LW 250M-2 компании Komatsu выпуска 1992г. (рис.1). Лицевая панель этого прибора достаточно полно отражает уровень развития зарубежных приборов безопасности тех лет и в различных вариантах, не отличающихся общим подходом к исполнению органов управления и индикации, получила широкое распространение еще до создания отечественных микропроцессорных приборов безопасности. Она широко описана в технической литературе и в многочисленных патентах — JP 7081887 (1995 г.), US 5823370 (1995 г.) и т. д.
Рис. 1. Лицевая панель прибора безопасности крана
Основная площадь лицевой панели прибора компании Komatsu (см. рис.1) занята мнемосхемой крана, на которой размещены дискретные индикаторы-светодиоды, сигнализирующие о положении опор, о режиме работы с гуськом, о срабатывании ограничителя подъема крюка и т. д.
На этой же мнемосхеме расположены семисегментные жидкокристаллические (ЖК) индикаторы, отображающие в цифровой форме текущий и максимально возможный вес поднимаемого груза, длину и угол наклона стрелы, текущий и максимально возможный вылет и угол наклона гуська. Такое расположение цифровых индикаторов, в сочетании с поясняющими надписями и разметочными линиями в виде размеров крана, позволяет крановщику однозначно идентифицировать назначение каждого индикатора и однозначно считывать соответствующую информацию.
Около цифровых индикаторов расположены кнопки ввода параметров координатной защиты. Если крановщику необходимо ввести, например, ограничение по вылету, то он нажимает кнопку около индикатора, отображающего вылет, и текущее значения вылета запоминается как максимально возможное. Введение каждого параметра координатной защиты отображается включением светодиода, расположенного рядом с кнопкой ввода этого параметра.
Рабочая зона крана с введенными ограничениями по координатной защите и положение стрелового оборудования отображаются на графическом ЖК дисплее, расположенном выше мнемосхемы крана.
Применение ЖК индикаторов с подсветкой обеспечивает хорошую видимость отображаемой информации при любых уровнях внешней освещенности. Для предупреждения крановщика о возникновении опасной ситуации дополнительно предусмотрено аварийное красное световое табло «!» («опасно», «стоп»).
Отображение информации на цифровых индикаторах не в полной мере соответствует требованиям к скорости её считывания в динамичных режимах работы крана. Этот недостаток компенсируется наличием линейного индикатора наиболее важного параметра работы крана — уровня его загрузки. Текущее значение загрузки крана по грузовому моменту в процентах от максимально допустимого значения выводится на линейный ЖК индикатор, расположенный в верхней части лицевой панели. Это позволяет крановщику оперативно оценить уровень загрузки крана, в том числе и боковым зрением, практически не отвлекаясь от наблюдения за рабочей зоной крана.
Описанная лицевая панель отличается повышенной насыщенностью органов управления и индикации, что скептикам дает основания говорить об «индикаторном перенаселении». Однако одновременное отображение всех необходимых крановщику параметров работы крана, а также зон ограничений по координатной защите на графическом дисплее, обеспечивает однозначность, полноту и простоту считывания отображаемой информации крановщиком. Высокая информативность этой лицевой панели исключает необходимость переключений отображаемых на индикаторах параметров в процессе подъема и перемещения груза. Лицевая панель этого прибора интуитивно понятна крановщику и проста в работе, поскольку назначение каждого индикатора или каждой кнопки ясно без изучения инструкции по эксплуатации крана.
Поэтому эта лицевая панель, ввиду её высокой эргономичности, в различных вариантах исполнения широко применялась на зарубежных кранах, выпускаемых в первую половину
Действительно, если рассмотреть, например, прибор безопасности AML M1 компании Tadano и его аналог в части лицевой панели — прибор АС-АОГ-01м, установленный в 2006 году на опытном образце кране КС-55717 «Ивановец» (рис.2), то нетрудно заметить, что их основное отличие от прибора компании Komatsu (рис.1) заключается в отсутствии графического дисплея.
Рис. 2. Лицевые панели приборов
Это хотя и снижает эргономичность лицевой панели, но отчасти может быть оправдано стремлением снизить сложность и стоимость прибора. Кроме того, исключение графического дисплея позволило уменьшить размеры прибора безопасности по ширине и расположить его в удобном для наблюдения месте — у стойки кабины. Узкий корпус прибора обеспечивает минимальное уменьшение обзорности рабочей зоны крана (рис.2).
Дальнейшее упрощение лицевой панели прибора компании Komatsu (рис.1), реализовано в наиболее распространенных на Украине (рис 3)
Рис. 3. Прибор
и в России (рис. 4) приборах безопасности за счет исключения линейного индикатора загрузки крана и сокращения количества цифровых индикаторов.:
Рис. 4. Прибор
Поскольку на лицевых панелях этих приборов количество цифровых индикаторов меньше числа отображаемых параметров работы крана, эти параметры отображаются поочередно. Соответственно, необходимы как ручное переключение режимов индикации, так и индикация выбранной группы индицируемых параметров.
В приборах компании Komatsu (рис. 1), AML M1 компании Tadano
В то же время
При таком исполнении лицевой панели, крановщику, чтобы считать на цифровом индикаторе значение какого-либо параметра работы крана, необходимо:
Если нужный параметр работы крана в данный момент времени на лицевой панели прибора безопасности не отображается, то дополнительно необходимо:
Все эти операции требуют неоправданно больших затрат времени, недопустимых в динамичных режимах работы крана. Тем более — в экстремальных ситуациях.
Не менее важно, что по ошибке крановщика или по причине сбоя в работе прибора может произойти случайное переключение признака назначения параметра, отображаемого на индикаторе. В процессе работы крановщик может случайно перепутать этот признак, либо ошибочно не принять его во внимание. В этих случаях крановщик, считывая показания цифрового индикатора, получит информацию об ином параметре работы крана, вводящую его в заблуждение. Подобное построение лицевой панели прибора безопасности, когда без анализа вспомогательной индикации невозможно установить, какой именно параметр работы крана отображается на том или ином индикаторе, по нашему мнению, недопустимо.
Тем более недопустимо построение прибора, когда индикация автоматически изменяется в зависимости от режима работы крана, а индикаторы параметров работы крана и индикаторы, идентифицирующие эти параметры, располагаются в различных зонах передней панели прибора безопасности.
Любой прибор, допускающий такую неоднозначность считывания, является потенциальным источником ложной информации для крановщика и не должен использоваться на грузоподъемных кранах.
По нашим наблюдениям, для удобства считывания информации с индикаторов, размер символов по вертикали должен быть не менее
Дополнительно следует отметить неоправданность применения в некоторых приборах боковой подсветки ЖК индикаторов вместо задней, что ухудшает считывание информации при слабой внешней освещенности. Встречается также ручное включение этой подсветки отдельной кнопкой, что неудобно для крановщика.
При выборе необходимого набора индикаторов в процессе проектирования лицевой панели прибора существует трудно устранимое противоречие. С одной стороны, переключение групп или видов отображаемых параметров не всегда возможно в динамичных режимах работы крана, затрудняет работу с прибором и может привести к неверному считыванию информации крановщиком. С этой точки зрения желательно одновременное отображение на индикаторах максимально возможного количества параметров работы крана, необходимых для работы крановщика. Но с другой стороны, увеличение количества одновременно отображаемых параметров приводит к тому, что в каждом отдельно взятом режиме работы крана находятся такие параметры, информация о которых не нужна крановщику и только затрудняет работу с прибором.
Поиск рациональных путей разрешения этого противоречия может базироваться на понимании того, что лицевая панель прибора безопасности — не единственный и, в большинстве случаев, не главный источник информации для крановщика. Важнейшие данные об окружающей обстановке крановщик получает через визуальное наблюдение рабочей зоны крана. Поэтому, наряду с отображением наиболее важных параметров работы крана с достаточной степенью полноты, целесообразно минимизировать предоставление ненужной информации, затрудняющей считывание и отвлекающей крановщика от наблюдения за операциями подъема и перемещения груза. При таком подходе, в каждом режиме работы крана на лицевой панели желательно отображать только ту информацию и формировать только те аварийные и предупредительные сигналы, которые необходимы крановщику в этом режиме работы крана.
Из этого следует, что отображение различных параметров на одном и том же индикаторе все же является оправданным. Но они должны отображаться в виде, не допускающем неоднозначности считывания информации и её двоякого толкования.
Возможным практическим решением этой проблемы является вывод на индикаторы значений параметров работы крана одновременно с их обозначениями и размерностью, например в виде «Мз = 23 %», «Q = 7,15 т», «Qm = 16,6 т» и т.д. Для этого необходим переход от цифровых индикаторов к буквенно-цифровым (символьным) или графическим.
Пример такого прибора
Рис. 5. Блок индикации прибора
На лицевой панели этого прибора сохранена мнемосхема крана с обозначениями параметров, отображаемых на символьном дисплее. На ней расположены также дискретные индикаторы-светодиоды, сигнализирующие о положении опор, выбранном стреловом оборудовании, о достижение предельного подъема крюка и т. д.
Лицевая панель такого прибора понятна и удобна для крановщика. Однако в этом случае мнемосхема используется, в основном, при отображении дискретных параметров стрелового оборудования и опорного контура крана, значения большинства которых в процессе работы крана остаются неизменными. Их постоянное отображение не является необходимым и в определенной степени отвлекает внимание крановщика от контроля действительно важных параметров. Поэтому изображение мнемосхемы крана на лицевой панели прибора безопасности в таком виде вряд ли можно считать оправданным.
Специалисты, придерживающиеся иного мнения, могут обосновывать целесообразность постоянного отображения этой информации возможностью выявления крановщиком ошибок ввода в прибор безопасности параметров стрелового оборудования или положения опор крана непосредственно в процессе его работы. Но эти ошибки можно исключить другими способами. Например, путем обязательного вывода на индикаторы информации о введенных параметрах стрелового оборудования и положения опор перед началом работы крана с их обязательным подтверждением крановщиком.
Возможно также автоматическое выявление ошибок этого ввода микропроцессорным вычислителем на основании характера изменения параметров работы крана, характеризующих его нагрузку и пространственное положение грузоподъёмного оборудования. В частности, сопоставляя изменения угла наклона стрелы и грузового момента, нетрудно выявить грубые ошибки измерения длины стрелы и, соответственно, проверить правильность ввода крановщиком в прибор безопасности признака наличия или отсутствия гуська (патент RU 2335451).
Информацию о дискретных параметрах можно вывести на тот же символьный дисплей. Например, при достижении верхнего предельного положения грузозахватного органа, сообщение об этом можно в текстовой форме вывести на дисплей, осуществив автоматическую смену отображаемых на нем параметров. В этом случае отдельный дискретный индикатор его предельного положения не понадобится.
В итоге, исключение отображения параметров, не нужных крановщику в каждом отдельно взятом режиме работы крана, приводит не только к сокращению числа устройств индикации, но и к нецелесообразности приведения мнемосхемы крана на лицевой панели прибора безопасности (сказанное не относится к схематичному изображению крана на экране графического дисплея).
Наиболее важным параметром работы крана является степень его загрузки по грузовому моменту Мз (%). Даже однозначная и совершенно точная информация о величине загрузки крана, полученная крановщиком после того, как кран уже начал падать, — является не более чем немым укором. В этом плане приборы, использующие отображение этого параметра в цифровой форме, по скорости считывания информации крановщиком существенно проигрывают приборам, реализующим аналоговую форму предоставления информации.
Наилучшим вариантом является одновременное отображение степени загрузки крана как в цифровой форме, обеспечивающей хотя и не оперативное, но точное считывание значения её величины, так и в аналоговой форме, обеспечивающей необходимую оперативность этого считывания.
С этой точки зрения следует признать неоправданным исключение в приборах безопасности линейного индикатора уровня загрузки крана (рис.3—5). Зрительный «вес» ярко горящей цветной шкалы не только несоизмеримо больше «веса» цифровых одноцветных индикаторов, но и позволяет крановщику боковым зрением контролировать, по крайней мере, ориентировочное значение отображаемого параметра.
Подтверждением справедливости сказанного является тот факт, что большинство отечественных и зарубежных разработчиков и производителей приборов безопасности в новых образцах своих приборов вернулись к установке этого индикатора.
В приборе ОГМ240-14 (ООО НПП «Резонанс») все основные параметры работы крана, как и в приборе ОГМ240-02, одновременно отображаются на двухстрочном символьном ЖК дисплее вместе с поясняющими надписями. Дополнительно введено отображение степени загрузки крана по грузовому моменту при помощи линейки светодиодов с использованием понятных крановщику «цветов светофора» (рис.6).
Рис. 6. Блок индикации прибора
Варианты оснастки, положение опор, кратность запасовки грузового полиспаста и другие параметры, не изменяющиеся в процессе работы крана, отображаются на этом же ЖК дисплее перед началом работы крана.
Линейный индикатор уровня загрузки крана может быть реализован с помощью символьного ЖК дисплея с увеличенным числом строк. Это техническое решение реализовано в приборах RL420 компании Guardian Instrument (рис.7), DS350 и DS150 с панелью «Hirschmann maestro» и т. д. В этих приборах применяется не двух-, а четырёхстрочные дисплеи, верхние строки которых используются для реализации линейного индикатора.
Рис. 7. Прибор безопасности
Верхнее расположение линейного индикатора дополнительно увеличивает скорость считывания, поскольку позиционный анализатор человеческого мозга имеет свои предпочтения: верх более важен, чем низ, а право более важно, чем лево.
Существуют приборы безопасности аналогичного конструктивного исполнения, в котором на этом же дисплее отображается текущее время, причем цифрами такого же размера, что и основные параметры работы крана. В определенной степени это отвлекает внимание крановщика от считывания с дисплея основной информации. Крановщику, по нашему мнению, удобнее контролировать время не по показаниям дисплея прибора безопасности, а по часам на своей руке.
Что касается линейного индикатора уровня загрузки крана то, светодиодная линейка для крановщика, очевидно, более удобна, чем линейный индикатор монохромного ЖК дисплея. Уровень загрузки крана светодиодной линейкой отображается не только изменением длины светящегося участка, но и цветом, что существенно нагляднее. Такую линейку содержит лицевая панель прибора MARK 4Е/2 (рис.8) компании Krüger Systemtechnik — одного из лидеров приборостроения для строительно-дорожной техники.
В этом приборе на дисплее указаны лишь величины и размерности отображаемых параметров, а их вид приведен на пиктограммах, расположенных рядом с дисплеем. Это позволяет увеличить количество отображаемых параметров без увеличения числа строк и знакомест в дисплее, но делает предоставление информации менее наглядным. Кроме того, при переходе прибора безопасности в другой режим работы, происходит смена отображаемых на дисплее параметров. Однако пиктограммы остаются неизменными, что может привести к ошибкам считывания информации.
Рис. 8. Прибор безопасности Krüger
Эффективным путем устранения этого недостатка является применение графического дисплея. Примеры таких приборов безопасности MARK 4К компании Krüger Systemtechnik (рис. 9):
Рис. 9. Прибор безопасности
и прибор безопасности крана
Рис. 10. Прибор безопасности грузоподъемного
На графическом дисплее вместе с цифровыми значениями отображаемых параметров можно показать пиктограммы этих параметров (рис.9), либо указать эти значения на схематичном изображении крана, поясняющем вид каждого параметра (рис.10).
Схематичное изображение крана на экране графического дисплея (рис.10), в отличие от мнемосхемы крана, нанесенной краской на лицевую панель прибора (рис.1—5), не является постоянным. Оно изменяется в зависимости от режима работы крана и, при необходимости, от реального положения его стрелового оборудования. Это обеспечивает универсальность этого устройства индикации, а также наглядность и информативность отображаемой информации.
При проектировании таких приборов следует учитывать, что информацию, считывание которой крановщиком должно осуществляться с минимальными задержками времени, целесообразно размещать на неизменных позициях экрана дисплея, чтобы крановщик был избавлен от необходимости поиска нужного ему параметра.
Не вызывает сомнений, что с течением времени, по мере снижения стоимости и улучшения эксплуатационных характеристик графических ЖК-дисплеев, они станут основными средствами отображения информации в приборах безопасности грузоподъёмных кранов. В частности, в ООО НПП «Резонанс», начиная с 2009 года, во всех вновь разрабатываемых приборах безопасности грузоподъемных кранов используются только графические дисплеи.
В ближайшие годы следует ожидать повсеместного распространения цветных графических дисплеев и реализации диалогового режима взаимодействия крановщика с прибором безопасности. На такой дисплей возможен вывод видеоизображений рабочей зоны крана от установленных на нем видеокамер, в том числе с автоматическим выбором того участка рабочей зоны крана, отображение которого наиболее информативно для данного режима работы крана или для текущего направления движения его стрелового оборудования.
Примером такого прибора является созданный ООО НПП «Резонанс» прибор безопасности с цветной графической панелью оператора БИ 05.01, продемонстрированный на выставке СТиТ-2008 (г. Москва) на стреловом кране КС-55733 (рис.11).
Рис. 11. Панель оператора БИ 05.1 в системе безопасности крана КС-55733
В нем предусмотрены обработка и отображение сигналов с
В дополнение к визуальным средствам отображения информации, могут использоваться речевые
Из самой сути приборов безопасности следует, что все отключения приводов крана происходят именно в моменты достижения предельных нагружений или граничных пространственных положений стрелового оборудования крана.
Скачкообразное отключение привода тяжело нагруженного крана, с учетом значительного веса движущихся конструкций, вызывает существенный пик их перенапряжения. Это далеко не всегда способствует улучшению текущего состояния крана, в том числе за счет возникновения колебаний, а при частых повторениях может привести к ускоренному износу и разрушению его конструкций.
Срабатывание координатной защиты при высоких угловых скоростях поворота платформы создает в шестернях опорно-поворотного устройства пиковые нагрузки, которые могут привести к излому зубъев. Грузы при этом могут раскачиваться с выходом в зоны, запредельные по моменту опрокидывания, а удары грузом по конструкциям крана, которые подлежат защите, могут перевести их в разряд предметов восстановления или ремонта.
В связи с этим, адекватность и достаточная скорость изменения отображаемой информации при изменении режимов и параметров работы крана должна предусматривать упреждающее информирование крановщика о возникновении потенциально опасных режимов работы крана.
В простейшем случае для этого должны быть установления дискретные индикаторы типа «предел», «внимание» и т. д., а в наилучшем случае — динамическое отображение движений механизмов крана на экране графического дисплея с указанием прогнозируемых опасных ситуаций.
Органы управления, расположенные на лицевых панелях приборов безопасности, выполняются, как правило, в виде пленочной клавиатуры (рис.1, 2, 4,
По всеобщему признанию, наиболее удобным видом управления является однократное легкое нажатие с возвратной реакцией (тактильный эффект). Учитывая, что наши пальцы более чувствительны к малым перемещениям, нежели к большим (практически логарифмическая зависимость), идеальным представляется нажатие в диапазоне перемещения
Такими качествами обладают приборы безопасности с кнопками (рис.5). Пленочная клавиатура отличается большей технологичностью в изготовлении, дешевизной и удобством очистки от загрязнений в эксплуатации. Но малый ход клавиш и слабый тактильный эффект их срабатывания предопределяет её пониженную эргономичность.
По нашему мнению, лицевые панели приборов безопасности целесообразно проектировать из условия уменьшения количества воздействий крановщика на органы управления в процессе работы крана. Кроме того, малый тактильный эффект пленочной клавиатуры можно частично компенсировать кратковременным включением звукового сигнала, подтверждающего срабатывание клавиш.
Поэтому, в конечном счете, более перспективным представляется применение именно пленочной клавиатуры, а не отдельных кнопочных двухпозиционных переключателей и клавиш. Тем более, что под пленкой можно разместить тактовые переключатели или «хлопающие мембраны», что создаст тактильный эффект и позволит в одной конструкции совместить достоинства пленочных клавиатур и отдельных кнопок.
Исключением из этого правила может быть лишь многопозиционный многофункциональный переключатель-контроллер, реагирующий как на поворот его рукоятки, так и на нажатие (рис.11). Применение такого органа управления удобно для реализации диалогового режима работы, когда из множества режимов и параметров работы прибора или крана нужно выбрать нужный.
В случае использования в приборе безопасности графического дисплея возможна реализация принципиально иного принципа построения его органов управления, основанного на применении матричного резистивного или ёмкостного сенсорного экрана. На экран дисплея в этом случае выводятся изображения виртуальных кнопок с соответствующими пиктограммами или надписями.
Такое решение имеет ряд преимуществ по сравнению с механической клавиатурой. Во-первых, работа с сенсорным экраном поддерживает естественное желание оператора прикосновением к изображению на дисплее осуществить выбор соответствующей отображаемой функции или отображаемого параметра. И, во-вторых, вид и назначение отображаемых кнопок изменяются программно. Это дает возможность в любом режиме работы крана вывести на экран нужное количество любых кнопок с соответствующими пиктограммами или пояснениями в текстовой форме. Благодаря этому на лицевой панели минимизируется не только количество индикаторов, но и количество органов управления. Исключение кнопок, не нужных в данном режиме работы крана, дополнительно повышает эргономичность работы крановщика с прибором.
Подобное техническое решение приводит к интеграции органов управления и устройств индикации и, безусловно, является одним из перспективных направлением развития лицевых панелей приборов безопасности. Другое перспективное направление — это конструктивное разделение органов управления и индикации на различных панелях. В этом случае устройства отображения информации располагаются в зоне, наиболее удобной для визуального наблюдения, а органы управления — в зоне удобного доступа к ним, например, в подлокотниках кресла крановщика. Это техническое решение наиболее эффективно в случае интеграции прибора безопасности с системой управления крана, что приводит к радикальному улучшению эргономичности взаимодействия крановщика с многофункциональной системой защиты и управления. Но рассмотрение таких систем выходит за рамки настоящей статьи.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оглавление |
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов. |
|