Статья «Критерии защиты стреловых кранов с телескопической стрелой от перегрузки», Федеральный строительный |
К.В. Коровин, заместитель генерального директора НПП «Резонанс» по качеству и развитию
При прочтении этой статьи обращает на себя внимание большой состав авторов, трудившихся над ее написанием
Увы, эти ожидания не оправдались. Основная мысль в тексте и в выводах статьи заключается лишь в том, что при малых вылетах, когда несущая способность крана определяется его прочностью, защиту от перегрузки целесообразно осуществлять по весу груза, а при больших вылетах, когда в несущей способности преобладает фактор устойчивости, более оправданно выполнять защиту от перегрузки по грузовому моменту.
Идея построения прибора безопасности с таким алгоритмом защиты далеко не нова. Например, еще
Все авторы данной статьи по роду своей деятельности в течение многих лет были связаны с грузоподъемной техникой. Соответственно, невозможно предположить, что никто из них не знал, что описанная ими идея реализации защиты крана была предложена, как минимум, 25 лет назад.
Этика написания научно-технических статей не допускает использования чужих идей и материалов без ссылки на их авторов. Поэтому отсутствие в перечне литературы источников, указывающих на известность основной идеи, положенной в основу данной статьи, вызывает недоумение.
Исследования погрешности определения веса груза в зависимости от величины вылета с учетом изменения относительного вклада веса стрелы в создание давления в гидроцилиндре также ранее проводились и описаны, хотя и в ином виде, например, в работах
Но даже при описании известной идеи и при использовании известных подходов, в статье допущено множество неточностей.
Например,
Указывая, что усилие в цилиндре Sц (Q) пропорционально нагрузке на крюке
Утверждение авторов, что «ресурсы повышения точности измерительной аппаратуры в настоящее время близки к исчерпанию»
Авторы рассуждают о нецелесообразности определения веса груза при повышенных значениях вылетов путем его вычленения из нагрузки на гидроцилиндр
В заключительной части статьи авторы предлагают уточнить требования
Реализация данного предложения, по нашему мнению, нецелесообразна, поскольку указанная жестко фиксированная величина 5% не обоснована и не увязана с реальной погрешностью средств измерения нагрузки и опрокидывающего момента крана.
Необходимость введения запрета на любое изменения вылета при превышении максимального значения грузового момента также вызывает возражение. Если такая перегрузка возникла, например, в процессе опускания груза стрелой, то разумнее отключить лишь опускание стрелы, но не ее подъем, приводящий к уменьшению вылета и к соответствующему уменьшению грузового момента. Аналогичным образом, если перегрузка по грузовому моменту возникла в процессе подъема груза с погрузочной площадки (земли) грузовой лебедкой, то опускание стрелы является безопасным и в его запрете нет необходимости.
В целом, разделение в статье, как и в любом реальном ограничителе нагрузки, режимов его работы «по весу груза» и «по грузовому моменту» представляется искусственным. Грузовой момент, по определению, ― это произведение веса груза и вылета, который определяется в любом микропроцессорном приборе безопасности. Соответственно, этот прибор без каких-либо сложностей может осуществить взаимный пересчет веса груза и грузового момента.
Максимальная нагрузка крана задается в виде его грузовых характеристик, которые хранятся в памяти прибора безопасности. Прибор безопасности, в свою очередь, оперирует с выходными сигналами своих датчиков и для него, в общем случае, не имеет значения, чем при данном вылете ограничена грузоподъемность крана его прочностью или устойчивостью.
Следует также отметить, что существует экспертное заключение ОАО «ВКТИмонтажстроймеханизация» № 15 от 01.02.2007 г., утвержденное одним из авторов статьи
И, наконец, самое важное.
Любое научное исследование, как и любая научно-техническая статья, должны способствовать развитию техники. Наука нужна для того, чтобы делать более качественные грузоподъемные краны и более совершенные приборы безопасности к ним. К сожалению, данная статья имеет противоположную направленность.
В ней, ссылаясь на сложность измерения нагрузки крана на больших вылетах и практически полное «исчерпание» ресурсов повышения точности измерительных систем, предлагается на уровне нормативного документа Ростехнадзора снизить требования к точности работы приборов безопасности.
Это вызывает категорическое возражение, поскольку точность работы приборов безопасности непосредственно влияет как на безопасность работы крана, так и на полноту использования его потенциальных возможностей. Поэтому усилия ученых и конструкторов должны быть направлены на повышение этой точности, а «узаконивание» несовершенных приборов безопасности представляется неуместным.
В итоге, рассматриваемая статья заслуживает негативной оценки, поскольку она фактически призывает к деградации технического уровня приборов безопасности грузоподъемных кранов.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оглавление |
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов. |
|