Создание конкурентоспособных грузоподъемных кранов с эксплуатационными характеристиками, отвечающими современным требованиям экономичности, безопасности, надежности и эргономичности, требует совершенствования их систем контроля, защиты и управления.
В настоящее время эти системы выполняются преимущественно раздельно. Стреловые автомобильные и гусеничные краны традиционно оснащаются ручной гидравлической системой управления. Система (прибор) безопасности при этом фактически используется как дополнительное оборудование и выполняет функции отключения движений механизмов крана в случае превышения номинальной грузоподъемности крана (ограничитель грузоподъемности), при перемещении стрелы или грузозахватного органа крана в зону недопустимых положений (координатная защита) и при опасном приближении к линии электропередачи. Отключение осуществляется, как правило, при помощи клапана (гидравлического распределителя) с электрическим управлением, включенного в гидравлическую систему крана и обеспечивающего, кроме её разгрузки, предохранение гидропривода от превышения установленного давления и, при необходимости, ограничение скорости его нарастания.
Сложившаяся схема, при всей её простоте и экономичности, обладает рядом принципиальных недостатков.
Дискретное и достаточно резкое, а иногда и неожиданное для крановщика, отключение движений механизмов крана при срабатывании прибора безопасности приводит к увеличению динамических нагрузок на кран и раскачиванию груза после остановки. Это увеличивает вероятность аварии, особенно при подъеме и перемещении грузов, близких к максимальной грузоподъемности крана. Резкая остановка крана при внезапном срабатывании координатной защиты, в том числе при ошибочном введении её параметров, снижает популярность практического применения координатной защиты.
Управление грузоподъемным краном с помощью рычагов управления многосекционными гидрораспределителями, установленными в кабине или под полом кабины крана, усложняет компоновку рабочего места крановщика, затрудняет герметизацию, теплоизоляцию, звукоизоляцию и подрессоривание кабины, ухудшает её интерьер. При таком управлении проблематично повысить эргономичность управления краном ввиду достаточно больших усилий перемещений рычагов и передачи через них вибраций машины на руки крановщика.
Ещё одним недостатком традиционной схемы является легкость умышленного отключения приборов безопасности. Для этого достаточно подать напряжение на электромагнит при помощи перемычки или установить
При сохранении раздельных систем управления и защиты крана, возможности устранения этих недостатков ограничены.
В частности, динамические нагрузки на кран при срабатывании прибора безопасности можно снизить путем предварительного снижения скорости движения механизмов перед их остановкой. Известные методы этого снижения предусматривают, например, применение двухскоростного гидропривода или дополнительного гидравлического регулятора потока — клапана снижения скорости, установленного между напорной и сливной магистралями. Но это связано с усложнением гидросистемы и, соответственно, приводит к уменьшению основного достоинства раздельного построения систем защиты и управления крана — предельной простоты, и не решает других проблем.
Улучшение эргономических характеристик системы управления при сохранении традиционной системы защиты путем применения гидравлических джойстиков — сервоуправления, механических тросиков для дистанционного управления гидрораспределителями
Поэтому попытки добиться существенного улучшения характеристик традиционного ручного управления гидрораспределителями с последующим блокированием управляющих воздействий крановщика в гидросистеме крана, на наш взгляд, являются бесперспективными.
Качественное повышение технического уровня систем защиты и управления краном возможно путем их объединения в единую систему, реализованную на основе электрогидроуправления, особенно пропорционального.
В этом случае поток гидравлической энергии, направляемый к исполнительным механизмам лебедки, поворота крановой установки, стрелоподъемного механизма и механизма телескопирования стрелы, регулируется электрогидравлическими распределительными устройствами с пропорциональным управлением. В качестве этих устройств используются секционные электроуправляемые гидрораспределители, имеющие, как правило, регуляторы давления рабочей жидкости по нагрузке выходного звена
Пропорциональное управление крановыми операциями осуществляется с помощью электрических
Рис. 1. Комплексная система защиты и электрогидравлического управления крана |
Для остановки механизмов и управления их скоростью при наличии попутной нагрузки, в гидравлическую схему крана устанавливаются устройства торможения (тормозные клапаны), а фиксация механизмов в заданном положении при отсутствии управляющего сигнала на отдельных входах гидрораспределителей осуществляется с помощью гидрозамков.
Реализация защитных ограничений движений крана производится в электрической части этой системы путем ограничения или блокирования выходных сигналов джойстиков без вмешательства в гидравлическую схему крана.
Работы по созданию такой комплексной системы защиты и управления краном были начаты в 1999 г. НПП «Резонанс» (г. Челябинск) совместно с
Особенностью этой системы является применение единого однопроводного мультиплексного канала обмена данными (патент RU 2232709) и цифровых датчиков параметров работы крана (кроме штатных датчиков температуры и давления базового шасси), реализованных со встроенными схемами лианеризации, фильтрации, термокомпенсации и калибровки их выходных сигналов (патент RU 2260560).
Комплектность используемых датчиков выбрана с учетом конструктивных особенностей крана и требований Правил
Основные функции защиты крана реализованы с использованием математической модели крана при помощи перепрограммируемого микроконтроллера блока индикации. Настройка системы защиты, учитывающая прогиб стрелы под нагрузкой, осуществляется без применения электрических потенциометров и без механической регулировки пространственного положения датчиков на кране (патенты RU 2262481 и RU 49811).
Реализованная система защиты и управления краном обладает гибкой и наращиваемой структурой. Любые датчики, блоки или функциональные узлы, подключаемые к мультиплексной линии связи (которая может быть выполнена беспроводной по патенту RU 2251524 или заявке RU 2004138353), могут быть как дополнительно включены в состав системы, так и исключены из нее, без изменения уже существующих частей этой системы.
Каждый из двух джойстиков — аппаратов управления АУРСП23.2, содержит бесконтактный двухкоординатный датчик положения рукоятки, микроконтроллер, драйвер мультиплексной линии связи и силовые защищенные
Формирование сигналов управления электрогидравлическими распределителями осуществляется в зависимости не только от отклонений крановщиком рукояток аппаратов управления, но и от наличия сигнала разрешения включения соответствующих секций распределителя, поступающих от блока индикации прибора ОГМ240 по последовательному мультиплексному каналу обмена данными (патент RU 2237610). Срабатывание защиты от перегрузки, координатной защиты или защиты от опасного приближения к ЛЭП, а также отказы системы защиты, приводят к отключению сигналов разрешения включения электрогидравлических распределителей.
Ещё одним важным достоинством описанной системы, как было отмечено на
Пропорциональное управление краном при помощи аппаратов управления (джойстиков), встроенных в подлокотники кресла крановщика, обеспечивает высокую плавность пуска и остановки всех механизмов крана, регулирование скорости подъема/опускания и перемещения груза в широких пределах, и существенно улучшает условия труда крановщика.
В этой системе при реализации защитных функций обеспечивается плавное снижение скорости движения механизмов крана при приближении грузового момента или параметров пространственного положения стрелы к своим предельным значениям. Причем, пороговый уровень
Для дальнейшего повышения эргономических характеристик системы, дополнительно было реализовано управление всеми механизмами крана, сигнализацией и индикаторами прибора безопасности без снятия рук крановщика с рукояток аппаратов управления. В их верхних частях установлены дополнительные органы управления — кнопки, обеспечивающие возможность включения ускоренного хода лебедки, звукового сигнала, а также циклическое переключение параметров работы крана, отображаемых на дисплее блока индикации ОГМ240 (патент RU 2237006). При помощи этих кнопок принципиально возможно также введение параметров защиты крана, в частности ограничений зоны его работы — координатной защиты.
В процессе работы над этой системой был решен ряд серьезных проблем.
В частности, для обеспечения плавности регулирования скорости механизмов крана необходимо обеспечить плавность и малую инерционность изменения тока пропорциональных электромагнитов, а также плавность перемещения золотников гидрораспределителей в динамических режимах работы крана. Однако этому препятствуют силы трения якоря электромагнита и золотника гидрораспределителя, вызывающие появление зон нечувствительности в регулировочной характеристике приводов. Изменения индуктивности электромагнита и гидравлических сил, воздействующих на золотник во время перемещения якоря электромагнита, вызывают его автоколебания в отдельных режимах работы привода, что дополнительно усложняет задачу получения высокой плавности регулирования. Эту проблему удалось решить путем совершенствования программы микроконтроллеров аппаратов управления и оптимизации параметров
Другой проблемой является разброс параметров электрогидравлических распределителей, приводящий к ухудшению плавности регулирования. Для её решения в аппаратах управления АУРСП23.2 было реализовано программирование их передаточных характеристик «угол отклонения рукоятки — ток пропорционального электромагнита». Это программирование, для обеспечения ремонтопригодности крана, удалось реализовать без применения
Планами НИР и ОКР
Что касается аппаратов управления АУРСП23.2, то после их безотказной наработки в объеме более 2 тыс. моточасов на кране
Прибор ОГМ240 в 2002 г. успешно прошел приемочные испытания, но уже не на кране
За три с половиной года серийного производства выпущено около 2 тыс. шт. приборов ОГМ240. Они успешно эксплуатируются на стреловых автомобильных, гусеничных и железнодорожных кранах. Но их работа в комплексе с системой электрогидравлического управления краном для конструкторов НПП «Резонанс» долго оставалась красивой мечтой, уже практически реализованной, но так и не воплощенной в серийно выпускаемых кранах.
Рис. 2. Гусеничный гидравлический |
Ситуация изменилась после разработки
Гидравлический привод этого крана реализован на базе гидросистемы открытого типа по двухнасосной схеме, которая позволяет обеспечить совмещение выполнения основных крановых операций без взаимного влияния. Применение в схеме пропорциональных гидравлических распределителей с электрическим управлением обеспечивает решение проблем плавности и точности выполнения крановых операций при небольших усилиях на органах управления.
В кабине крана установлено кресло оператора «Граммер», имеющее две консоли, в которых размещены уже отработанные аппараты управления АУРСП23.2. В качестве прибора безопасности применен серийно выпускающийся прибор
Рис. 3. Рабочее место крановщика |
Поскольку аппараты управления АУРСП23.2 и прибор безопасности
Первый серийный кран
Интенсивное развитие микропроцессорной техники и силовой электроники, совершенствование электрогидравлических приводов, а также непрерывное повышение требований к эффективности и безопасности работы кранов и к условиям работы крановщиков, предопределяют целесообразность дальнейшего развития комплексных систем управления и защиты грузоподъемных кранов.
Возможными направлениями совершенствования таких систем (заявка на патент RU 2005128421) являются:
Подробное рассмотрение этих направлений выходит за рамки настоящей статьи. Отметим лишь, что их реализация, иными словами — повышение степени «интеллектуализации» и автоматизации управления краном, даст возможность максимально эффективно использовать силовые и скоростные возможности конструкции крана. При этом оптимальное сочетание возможностей
НПП «Резонанс»: | В.А. Коровин | — | доктор технических наук, генеральный директор |
М.Н. Кретов | — | начальник бюро схемотехники и программного обеспечения | |
Д.В. Токарев | — | ведущий инженер-конструктор | |
С.А. Гераскин | — | ведущий инженер-конструктор | |
К.В. Коровин | — | заместитель генерального директора по качеству и развитию | |
ОАО «ЧМЗ»: | А.В. Давыдков | — | директор |
А.Ф. Казанцев | — | начальник бюро ОГК |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оглавление |
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить удобную работу пользователей с ним и функциональные возможности сайта. Нажимая кнопку «Я принимаю», Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie в соответствии c «Положением о конфиденциальности» ООО НПП «Резонанс». Вы можете в любое время отключить файлы cookie или настроить браузер для предупреждения о получении таких файлов. |
|